Обработка, покраска, патинирование
Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.
Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.
Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков
При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком, а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.
При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400–800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.
Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.
Браширование древесины – это ее искусственное состаривание
, производимое тщательно, кропотливо и порой отнимающее не мало времени, сил. Но глядя на конечный результат, можно с уверенностью заявить – оно того стоит. Это именно тот случай, когда «старость» приносит необыкновенную радость и перевоплощение! Создает уют, комфорт, гармонию с природой.
Приобретение старинных вещей, мебели, кухонной утвари, отделку под старину, антиквариата, рам для зеркал и картин, всегда было делом дорогостоящим и затратным. Так просто взять и купить столик прошлого столетия, детскую колыбель, стулья и прочее, могли только коллекционеры, знаменитости и состоятельные люди, заплатив огромные суммы денег.
Но сменяются годы, меняются технологии, неизменной осталась тяга к старинным принадлежностям и аксессуарам. Теперь каждый желающий может позволить себе роскошь жить в старорусском тереме, с потрескавшимися, на вид ветхими от старости и выгоревшими от солнца стенами, и балками, мебелью тех времен, деревянными лавками и обеденным столом из натурального состарившегося дерева. И все это благодаря процессу браширования древесины
Мы постоянно испытываем тягу к чему-то новому, наблюдая за природными, естественным путем, протекающими процессами старения древесины, к наглядному конечному результату, востребованности к таким предметам, люди решили добиться более быстрого процесса угасания жизни дерева и изобрели собственную технологию искусственного состаривания с довольно коротким сроком времени.
Фото 1. Обычная древесина планкена из лиственницы
Фото 2. Состаренная древесина планкена сорт ВС (С)
Фото 3. Грунтовка с пигментом на брашированную лиственницу
Фото 4. Финишная покраска брашированной древесины планкена лаком
Итак, для чего нужна брашировка древесины
В настоящее время – это модный тренд, с массой последователей, с неподдельной завистью и желанием иметь такие вещи у себя в домах. Дизайнеры – это те представители, которые не ограничивают свои фантазии и задумки в определенных рамках. Они создают шедевры искусств, своим видом напоминающие экзотические сорта деревьев, стоящие баснословных вложений, а на самом деле это вполне доступные и обычные материалы, для любого желающего их купить.
Технологии браширования древесины подвластны любые превращения и цвета от темного шоколада до серо – зеленых
, словно покрытых пылью и плесенью от старости и времени, с видимыми прожилками и трещинами, грубо отесанными, со сколами или изъеденными ходами от жуков, с золотым теснением или серебрением, с заметными древесными порами и даже имитацией паутины, любые тона и расцветки.
Как происходит браширование
Процесс браширования дерева состоит из 3 последовательных этапов. На каждом из них применяют щетки из различных материалов. Обработка всегда идет вдоль волокон.
Последовательность выполнения браширования:
- Обрабатывание поверхности древесины щеткой с металлической (стальной или латунной) щетиной. Она эффективно срезает и удаляет мягкие волокна, в результате чего на поверхности образуется фактурный рельеф.
- Шлифование древесины щеткой с нейлоновыми щетинками, покрытыми абразивом. Обработка позволяет удалить поврежденные волокна, сгладить острые концы и вычистить ворс в углублениях.
- Полировка мягкой щеткой со щетиной из сезаля. Этот этап завершает браширование древесины, придает изделию окончательный вид.
Скорость удаления волокон, глубина рельефа и производительность обработки зависят от жесткости щетины металлической щетки. Поэтому для досок или заготовок из твердой древесины нужно выбирать более жесткие щетки.
Поверхность древесины после брашированияИсточник www.comfortclub.ru
Другие способы браширования
Кроме основного, существует еще один промышленный, но менее популярный способ как состарить дерево. Это пескоструйная обработка, при которой браширование проводят не щетками, а поданной под давлением струей песка. Удается получить глубокий рельеф с мягкими перепадами, причем без дополнительной шлифовки.
Состаривают дерево и химическим способом, с помощью сильных кислот или щелочей, аммиака, которые могут разъедать целлюлозу. Этот способ применяется либо сам по себе или же как первый этап, предшествующий обработке металлическими щетками.
Для состаривания и придания древесине оригинального вида применяют специальный обжиг. Опаливают материал паяльной лампой либо газовой горелкой, обугленный слой смачивают водой, затем счищают шеткой, убирая все лишнее, и пропитывают маслом или лаком поверхность, чтобы завершить обработку.
Обожженная и брашированная древесина Источник 7dach.ru
Щётки и прочий инструмент
Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7–10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».
Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.
Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.
Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.
Шоу суги бан
Мировой термин того, что известно в Японии как яки-суги-ита (или просто якисуги), что дословно переводится как «обожжённая кедровая доска». Хотя в английском языке «sugi» в разговорной речи обозначает кедр, на самом деле это Cryptomeria japonica, вид семейства кипарисов, растущих в Японии.
Это нелогичная, но гениальная идея: жечь доски для того, чтобы сделать их огнеупорными. Если вы когда-нибудь пытались разжечь костёр, используя обугленные головёшки, то идея понятна. Сгорание уничтожает целлюлозу в древесине.
Это углеводы, которые любят насекомые, грибки и бактерии. Огонь делает пиломатериалы не интересными для вредителей и устойчивыми к гниению. Полученный угольный слой отталкивает воду и защищает от солнца. По некоторым оценкам доски, прошедшие этот процесс, могут служить 100 и более лет.
По степени обжига различают слабую, среднюю, сильную.
На фото: средняя и сильная – два образца снизу.
Брашировка мебели
Лучшая древесина – кедр, сосна, клён, дуб. Источник огня – газовая горелка. Покрытие – полиуретановый лак на водной основе, льняное или рапсовое масло. Доски должны быть сухими. При большой влажности вода выступит, будет кипеть под пламенем. Это оставит на поверхности не удаляемые пятна и полосы.
Обрабатывается сторона, противоположная ядру дерева: при повышенной влажности коробление практически незаметно. Все доски должны быть одинаково ориентированы: от комля к вершине или через одну в обратном направлении.
Склеенные между собой доски могут преподнести сюрприз: клей под огнём расплавится и оставит не удаляемые полосы. Его заранее надо механически удалить.
Этапы схожи с предыдущим способом.
Обжиг
Большая мебель требует хорошего пламени: обуглить поверхность надо до такой степени, когда верхний слой начинает отделяться
Зимнее годовое кольцо сгорает медленнее, чем летнее, поэтому особое внимание уделять равномерности сгорания
Ход горелки – сверху вниз и обратно. Равномерно перемещайте факел по дереву, удерживая огонь над каждой областью в течение примерно пяти – десяти секунд, пока она не станет чёрной. Все работы проводятся в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
Удаление сгоревшего слоя
Используется стандартная деревянная щётка для браширования с проволочной щетиной. Удалите весь уголь, созданный паяльной лампой. Обязательно работайте вдоль годовых колец. Чистить надо до тех пор, пока вся угольная пыль не будет стёрта и откроется текстура древесины.
Процесс должен выявить насыщенный тёмный, коричневато-чёрный цвет.
Обеспыливание
Очень важный этап, от него зависит эстетическое восприятие готового предмета.
Используйте воздушный компрессор или влажную ткань. Первый экономит время, потому что вам не нужно ждать, пока дерево высохнет. Если применяете влажную ткань: просто вытрите всю поверхность и подождите, пока она полностью высохнет.
Защита
Такая же, как и для джин-ди-суги. Если изделие используется на открытом пространстве, обновление покрытия раз в 5-8 (в зависимости от количества осадков) лет.
Пиломатериал сильного обжига
Битумно-черные, чешуйчатые, как кожа аллигатора, стены, крыша, наличники, ограждения. Конечно, это привлекает архитекторов и дизайнеров. Кроме визуального эффекта, в этом есть практичное зерно: так японцы XVIII века защищали от пожара сараи с рисом.
Это уже не метод обработки древесины, а готовое изделие. Способы получения, применения в этом видео:
Из нюансов отметим, что сквозные несросшиеся сучки перед обжигом удаляются. В отверстие забивается деревянная пробка. На фото ниже из обожжённых со всех сторон досок устраивается кровля. Щели перекрываются такими же, но узкими рейками.
Теперь посмотрите на две доски: правая обработана горелкой, левая обожжена на костре.
Комментарий один: горелка годится только для удаления верхнего слоя и последующей обработки щёткой.
Для кровельных досок обжиг горелкой категорически не подойдёт.
Да, гидроизолирующий слой под рейками имеется. Но срок службы кровли, сопоставимый со сроком всего строения… В этом что-то есть.
К недостаткам якисуги надо отнести то, что материал пачкает – всё-таки это уголь. Но со временем дожди вымывают мажущие чешуйки. Отдельные кусочки могут падать и обнажать коричневое дерево: это место надо будет закрасить чёрной краской
Какая древесина годится для браширования
Для браширования нужно выбирать древесину из деревьев мягких и средней твердости пород и со структурой, делающей годичные кольца хорошо заметной. Состаренное дерево хорошо получается из хвойных: ели, лиственницы, сосны, кедра и пихты, а также липы, осины, ивы, каштана и ольхи.
На досках из дуба, ореха, березы, рябины, ясеня также можно получить нужный эффект, но он будет выражен слабее. Сложнее или совсем невозможно состарить древесину из акации, клена, тиса, бука, тика, груши. Технология браширования неэффективна для деревьев тропического происхождения. У них практически нет годичных колец из-за особенностей климата.
Кроме досок, можно аккуратно брашировать фанерованные плиты и вагонку. Небольшая глубина погружения щетки позволяет не разрушить поверхность, а придать выразительность рисунку.
Так выглядит вагонка, подвергнутая брашированию Источник 1povagonke.ru
Для чего делается брашировка древесины
Браширование древесины — процесс искусственного старения поверхностного слоя пиломатериалов. Истоки этого названия – в английском слове brush, что означает «чистить» или «щетка». В русском языке этот же процесс называют структурирование древесины.
В натуральных природных условиях дерево стареет постепенно. Оно подвергается выветриванию, причём, износ происходит неравномерно – более рыхлые слои стареют и высыпаются, а плотные остаются. В итоге образуется красивая картина, нарисованная самим временем.
Человек постоянно учится у природы. Так и здесь, подсмотрев историю создания естественной состаренной структуры дерева в природе, он решил взять ее себе на вооружение и добиться аналогичного эффекта за более короткое время. В отличие от естественного процесса, который ослабляет дерево, процедура искусственного старения, наоборот, увеличивает прочность древесины. Все рыхлые слоя удаляются, остаются самые твердые. Обработка специальными составами защищает дерево от гниения и повреждения различными жучками короедами.
Применяют технологию браширования в производстве мебели, в отделке интерьеров магазинов, ресторанов, кафе, кинотеатров, в частных квартирах. Широко применяется браширование доски при изготовлении паркета – с помощью шлифовки, неравномерной окраски и лакировки, паркетные покрытия приобретут свою индивидуальность и налет таинственности поселится в вашей квартире, своеобразный флер старины.
Браширование мебели в дизайне интерьера под старину
Технология браширования древесины несложная, но трудоемкая. Если вам необходимо использовать этот прием на небольшом предмете, предположим на деревянной шкатулке, то можно самостоятельно выполнить все операции по ее декорированию, при этом получите удовольствие от процесса творчества. Если планируется полная обработка паркета или крупной мебели, то лучше обратиться в фирму, оказывающие такие услуги и выполняющие эти процедуры на профессиональном оборудовании.
Основные этапы браширования деревянных заготовок
В целом технология браширования доступная, выполнить сможет каждый, кто умеет пользоваться столярным инструментом. Залогом качественной работы является правильный выбор древесины и наличие необходимого инструмента.
Производственный процесс браширования дерева состоит из следующих этапов:
- Начальный этап – зачистка. Подсушенное дерево подвергается очистке щёткой по металлу. Для снятия верхнего слоя с мягкими волокнами подойдёт также крупнозернистая наждачная бумага.
- Шлифование – выполняется с помощью полимерной щётки или другого абразива с целью удаления отслоённых волокон. С такой задачей справится также крупнозернистая наждачная бумага, если предварительно использовалась металлическая щётка.
- Покрытие древесной поверхности, прошедшей обработку, морилкой или другими красителями, которые помогут выделить структуру дерева.
- Полировка – выполняется специальным ворсовым диском или самой мелкой наждачной бумагой.
- Покрытие лаком – проводится неоднократно. Каждый новый слой наносится после полной просушки предыдущего. Количество прослоек определяется цветовым фактором. Для получения красивого насыщенного тона рекомендуется покрыть поверхность не менее 3-4 раз.
С помощью ручной обработки эффект старины получается высокого качества. Щётки разной жёсткости снимают последовательно волокна до того момента, пока не получится красивый рисунок древесной структуры.
Для начала стоит подготовить инструмент и материалы. Помимо самого дерева понадобятся:
• наждачная бумага разной степени зернистости;
• комплект щёток для браширования;
• морилка (для получения красивого оттенка нужно использовать несколько цветов покрытия);
• прозрачный лак, предназначенный для деревянной поверхности.
Этапы браширования ручным методом:
• сбрызнуть водой дерево для снижения образования пыли в воздухе;
• размеренными движениями, двигаясь по направлению вдоль волокон, начать зачистку поверхности самой грубой щёткой (интенсивность работы подбирается индивидуально в зависимости от породы дерева);
• снова распылить немного воды и повторить обработку, но уже синтетической щёткой;
• если волокна плохо отделяются от основы дерева, необходимо провести обжиг поверхности с последующей зачисткой щёткой средней жёсткости;
• провести шлифовку с помощью мягкой щетины или самой мелкой наждачной бумаги;
• нанести на древесину морилку щедрым слоем, удалив сразу излишки;
• повторить окрашивание с помощью того же тона или более насыщенного (это поможет получить разнооттеночную поверхность);
• просушить дерево;
• нанести защитный слой, используя прозрачный лак (для создания выразительной текстуры и надёжной защиты рекомендуется повторить 1-2 раза обработку лаком).
Снизить трудоёмкость процесса поможет использование специальных химических веществ (кислот, щёлочи и др.). Но агрессивная среда сильно разрушает древесину, получить желаемый эффект не всегда удаётся, особенно, если ранее не было опыта применения химикатов. Поэтому при попытке впервые создать брашированную поверхность рекомендуется выбирать ручной метод.
Брашированная вагонка своими руками
При желании можно произвести браширование готовой доски в домашних условиях. Это позволит сократить расходы на покупку состаренного материала, который в строительных магазинах всегда имеет более высокую цену.
Механическое браширование
Для работы следует подобрать доски с нужным рисунком. Проще всего будет брашировать еловую или сосновую вагонку, а кедр и лиственница из-за высокой плотности довольно сложны для ручной обработки. Также нужно приобрести щетку с металлическими волосками, которая сможет убрать мягкие волокна и оставить достаточно глубокие бороздки. При большом объеме работ лучше купить шлифовальную машинку с соответствующей насадкой-щеткой или дрель со специальным абразивным шаром.
Также потребуются:
- наждачная бумага;
- пропитка для защиты древесины;
- малярная кисточка;
- тряпка.
После обметания пыли с вагонки надо уложить доски на верстак или обычный стол и закрепить так, чтобы они были неподвижными. Щеткой обрабатывают ламели, равномерно нажимая на них и выполняя бороздки глубиной 2-3 мм. Торцы прорабатывают более тщательно.
Для получения широких и глубоких полос применяют болгарку с диском по камню. Затем вновь смахивают опилки и делают шлифование дерева наждачной бумагой для выравнивания и удаления мелких волокон. Далее производят шлифовку нейлоновой щеткой, причем ручная обработка дает более эффектный результат.
В окончание работы покрывают вагонку лессирующей пропиткой, которая придает декоративности и защищает материал от влияния негативных факторов. Чтобы сделать текстуру яркой и привлекательной, надо нанести на материал прозрачный влагостойкий лак или морилку на восковой основе. Если требуется обеспечить более интересный оттенок, на вагонку наносят масло для пропитки с растворенным в нем колером.
Техника с огнем
Менее трудоемким методом состаривания считается обжиг дерева. Он является своеобразной разновидностью браширования и предполагает применение газовой горелки или паяльной лампы. Минусы методики — опасность выполнения и скудность готовой вагонки по цветовой гамме.
Первый способ браширования
Из материалов и приспособлений понадобятся:
- доска;
- воск;
- ветошь;
- наждачка с мелким зерном;
- газовая горелка;
- баллон с газом.
Работу проводят на улице или в просторном подсобном помещении. Пламенем горелки водят вдоль волокон, создавая тот рисунок, который требуется. После шлифуют доски, покрывают их слоем воска и полируют ветошью.
Второй способ браширования
Данная технология потребует наличия шлифовальной машинки с насадкой-щеткой для браширования, а также паяльной лампы. Огнем прожигают древесину на глубину 1-2 мм, чтобы поверхность стала практически черной. Потом снимают верхний слой машинкой, добиваясь желаемого рисунка линий, шлифуют основу наждачкой и тонируют, лакируют.
Техника обработки вагонки маслом
Маслом покрывают брашированную доску для усиления контрастности рисунка. Выбирают специальные защитные синтетические масла для наружных работ. Порядок действий будет таким:
- открывают банку с маслом, хорошо перемешивают жидкость узким шпателем (взбалтывание исключают, поскольку в масле появится много пузырей);
- делают сухие мазки по древесине, взяв на кисточку минимальное количество масла;
- растирают жидкость по поверхности, добиваясь полного впитывания;
- сушат вагонку в течение 5 часов;
- шлифуют материал наждачкой №150;
- обеспыливают основание чистой малярной кистью;
- покрывают вагонку защитным составом.
Техника получения эффекта «старая краска»
Для выполнения данной методики нужно купить черное масло марки «Лобасол», а также любое цветное масло (можно использовать OSMO 2708). Также потребуются:
- малярная кисть;
- ветошь;
- резиновый шпатель.
Черное масло наносят на вагонку при помощи шпателя толстым слоем, через 15 минут излишки убирают тряпкой без ворса. Аналогичной тряпкой полируют основание. Через сутки наносят цветное масло вторым слоем. Спустя 10 минут с нажимом проводят по дереву резиновым шпателем, убирая невпитавшиеся остатки. Еще через сутки вагонка будет готовой к нанесению защитного биосостава.
Основные сведения о старении дерева
Если внимательно рассмотреть срезы древесины, легко заметить своеобразные годичные кольца. Они определяют возраст дерева, причём каждый рисунок по-своему уникален. Он формируется из различных полос тёмного и светлого цвета. Тёмные полосы имеют плотную структуру, которая способна долгое время выдерживать внешние факторы воздействия. Светлые полосы рыхлые, а значит, подвержены деформации при изменении погодных условий. Со временем их плотность и объём увеличиваются, что и определяет возраст дерева. Чем больше объём полос на срезе, тем старее дерево.
Кольца на срезе лежат в основе старения пиломатериала. Они уникальны по рисунку и очень красивые, поэтому нет ничего удивительного в том, что промышленность стала развивать технологии искусственного старения древесины. Добиваются они подобного эффекта путём ускорения старения, но такой результат, возможно, получить даже в домашних условиях используя метод браширования.
Механический способ браширования
Полный цикл браширования древесины состоит из операций:
- Начальная обработка металлическими щетками для удаления части мягких волокон древесины с поверхностного слоя;
- Шлифование структурированной поверхности абразивной полимерной щеткой, либо крупнозернистой наждачной шкуркой;
- Окраска морилкой и другими красителями, результатом которой должен стать тот самый «эффект старины»;
- Полировка поверхности, иногда многослойное покрытие лаком. При этом, после высыхания каждого слоя проводят тщательную зачистку поверхности тонкими абразивными шкурками.
При брашировании древесины все работы можно проводить своими руками, либо с применением электрической углошлифовальной машинки (болгарки) или дрели. Понадобится приобрести разные насадки в виде металлических (стальной, медной или алюминиевой) щеток и абразивных синтетических щеток; прочих приспособлений для шлифовки и полировки дерева.
Черновая обработка древесины
При очищении поверхности дерева от мягких волокон, металлическую щетку рекомендуется водить в направлении их роста. Скорость движения щетки также должна быть одинаковой на всех участках поверхности.
Для получения более глубоко эффекта старения древесины, некоторые прибегают к грубым методам создания необходимого рельефа. Так, даже нанесение различных вмятин и зарубок с помощью топора может иметь высокохудожественный смысл. Разумеется, что такая обработка уместна лишь на крупных деталях интерьера.
Для получения максимально качественного результата, уделите внимание выбору положения источника освещения – луч света должен быть направлен поперек волокон. Только в этом случае вам будут видны все тонкости приобретаемой фактуры дерева.. Древесные заготовки, которые будут обрабатываться, должны быть высушены до состояния влажности 15-16%
Это необходимо чтобы на обрабатываемой поверхности было меньше ворсинок в виде приподнятых, но не выдранных волокон
Древесные заготовки, которые будут обрабатываться, должны быть высушены до состояния влажности 15-16%. Это необходимо чтобы на обрабатываемой поверхности было меньше ворсинок в виде приподнятых, но не выдранных волокон.
Иногда можно обойтись без металлической щетки. Потребуется применение универсальной абразивной щетки из полимерно-абразивных материалов. Принципы работы абразивной синтетической и металлической щетками одинаковы, но при работе с последней, результатом будет деликатная обработка древесины, с менее выраженными шероховатостями.
Шлифовка текстурированной поверхности
Шлифовкой убирают оставшиеся «лохматости» материала, в виде ворсинок из древесных волокон и создать приятную на ощупь поверхность. Нельзя очень сильно шлифовать выступающие части на поверхности, потому что они могут в процессе эксплуатации отколоться. Проводится шлифовка с помощью универсальной абразивной щетки или наждачной бумаги.
Придание эффекта старины с помощью окраски
После того, как мы успешно создали желаемый рельеф поверхности древесины, имитирующий обработку временем, необходимо усилить этот эффект с помощью окрашивания. Согласитесь, что свежая древесина со следами износа будет все-равно выглядеть новой, если не изменить ее окраску.
Игра цветов способна изменить нашу заготовку до неузнаваемости. С помощью нехитрой процедуры окраски, если она сделана профессионально, обычная древесина будет иметь солидный и презентабельный вид.
Наиболее доступный способ окрашивания брашированной поверхности – нанесение морилки с последующим смыванием. В мягкие слои древесины краска впитается мгновенно, а твердые участки окраситься не успеют. За счет этого естественный рисунок слоев дерева проявится и материал получит интересную фактуру. Можно добавить золотой краски (или другой по выбору), после нанесения которой нужно провести по плоскости древесины шпателем. Это уберет излишки краски, она закрасит лишь поры и вмятины.
Если брашированную древесину используют для покрытия полов или столешниц и полок, будет целесообразно заполнить все поры и вмятины специальными прозрачными шпаклевками. Это не даст забиться загрязнениям в поры и трещинки материала.
Финишная отделка — полировка и покрытие лаком
Чтобы декорированная поверхность приобрела полную готовность для использования, необходимо тщательно отполировать, провощить или покрыть лаком.
Эффект старого дерева получают за счет использования специального кракелюрного лака, который способствует образованию мелких трещин на поверхности. В эти трещины втирается краска или угольная пыль, что в итоге дает красивый своеобразный рисунок.
Финальная отделка
Старение столешницы, двери, щита и т.п. завершается окраской. Хороший результат даёт несколько стадий. Прежде всего, надо тщательно удалить с поверхности пыль от шлифовки. Лучший способ – мощная воздушная струя. Единичные изделия можно продуть пылесосом, но при серийном производстве без компрессора не обойтись.
Он понадобится и для нанесения покрытий. Их несколько.
- Грунтовка.
- Окраска. Классический брашировочный цвет – серый со всеми оттенками. По шкале RAL их 48: от серой белки до перламутрового мышино-серого. Именно его имеет древесина, которая провела десяток лет под солнцем, осадками и ветрами.
- Патинирование с последующей шлифовкой.
- Очистка от пыли, лакирование.
Используются также древесные масла, способные из-за высокого содержания линоленовой кислоты образовывать плёнки. Древесное масло – маркетинговое название олифы (прокипячённое масло). Лучшая из них – льняная: до 80 % кислоты (подсолнечная – 30%).
Работа с маслами требует навыка: их надо втереть так, чтобы не осталось мини лужиц и ручейков. После высыхания удалить их невозможно.
Применение древесины
Брашированные изделия широко используются в создании предметов интерьера. Жилые помещения, залы ресторанов и гостиниц, оформленные стеновыми панелями из искусственно состаренной древесины, смотрятся оригинально, излучают тепло и свет натурального материала. Каминные доски, колонны, подоконники из состаренного дерева придают уют и неповторимый колорит дизайну комнат. Роскошно выглядит брашированный паркетный пол в любом помещении независимо от его размера.
Всё чаще изготавливается оригинальная роскошная мебель из состаренных досок — полностью или с использованием отдельных элементов в конструкции. Это могут быть шкафы, трюмо, полки, кровати, столы и стулья. Удачно подчёркивают красоту такой древесины кованые детали, предметы из кожи или камня. Богато смотрятся картины, заключённые в брашированные рамки.
Учитывая прочность и долговечность искусственно состаренного материала, его можно использовать при изготовлении небольших ограждений, беседок, калиток, шпалер для вьющихся растений.