Классы прочности болтов: маркировка, классификация, гост 7798-70

Маркировка на головке болтов и гаек

Как метрические, так и дюймовые болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у дюймового — в дюймах (тоже самое применимо и для определения гаек). Соответственно, стандартный дюймовый ключ не подойдет для использования с метрическим крепежом, и наоборот также. Кроме того, на головках большей части дюймовых болтов обычно имеются радиальные зарубки (на метрических тоже применяется такая маркировка, но реже), которые определяют максимальное допустимое усилие затягивания болта (класс прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше класс прочности (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5 зарубок). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом (подробнее об этом мы писали в этой статье ). Цифры кода обычно отливаются, как и для дюймовых, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 10.9, и 12.9).

Как расшифровывается маркировка?

Первая цифра (перед точкой). Характеризует предельную прочность крепежа на растяжение. Показывает 0,01 от ее значения, выраженного в МПа.

Пример. Для болта 4.6 предел прочности составляет 4 : 0,01 = 400 МПа.

Вторая цифра (после точки). Показывает десятую долю отношения величин характеристик – предел текучести к пределу прочности стали.

В данном случае (4.6) – 400 х 0,6 = 240 МПа. Эта характеристика показывает предельную нагрузку. Превышение ее значения приводит к невосстанавливаемой деформации болта, по сути, его изгибу (излому).

Рекомендация – при выборе крепежной детали необходимо учитывать ее запас прочности. В зависимости от места установки превышение значения должно быть не менее чем в 2, а то и 3 раза.

Обозначение болтов, наносимое при маркировке

На все болты, кроме цилиндрических с отверстием для шестигранного ключа, маркировку наносят сверху на головке. Цилиндрические изделия маркируются на торцевой стороне. Обозначение болтов наносится в виде углубленных в головку символов или выпуклых знаков. Выпуклая маркировка на торцевой части головки наносится редко, чаще всего знаки углубляют. В противном случае высота обозначений четко регламентируется в зависимости от диаметра детали.

Две цифры на головке болта обозначают класс прочности изделия. Данная величина имеет огромное значение. От нее зависит, сможет ли соединение выдержать ту нагрузку, которая необходима в данном случае. Существует 11 классов прочности, их обозначают двумя символами с точкой между ними. Первое обозначение характеризует прочность болта, а второе — текучесть материала, из которого он произведен

На крупных промышленных объектах, в авто- и авиамоделировании данному показателю уделяется особое внимание. Несоответствие символам маркировки может стать причиной поломок и создания аварийных ситуаций на объекте

Обозначение высокопрочного болта начинается от маркировки 8.8 до 12.9.
Маркировка производителя — клеймо с условным обозначением производителя, которое обозначает, что перед выходом с производства деталь прошла все обязательные проверки качества и отвечает параметрам, нанесенным на деталь. Отсутствие клейма производителя возможно, но может быть признаком того, что деталь не соответствует стандартам качества.
Обозначение резьбы. Обязательным является нанесение информации на головку болта с левой резьбой. Оно обозначается в виде стрелки. Соединения с правой резьбой отдельно не маркируются.
Буквы на головке. Данные символы могут обозначать металл, из которого был изготовлен болт, и класс стали. Обозначение А2 и А4 наносятся на болты, произведенные из устойчивых к химическим веществам и воздуху материалов. Подчеркивание обозначает то, что деталь была произведена из марсианской стали с низким содержанием углерода.

Виды резьбового крепления

Для выполнения резьбового соединения нужны как минимум две детали, одна из которых имеет наружную, а другая – внутреннюю резьбу. Существует несколько конструкционных разновидностей резьбы.

Болтовое

В соединяемых деталях сверлятся сквозные отверстия, после чего вовнутрь вставляется болт, который затягивается с другой стороны гайкой.

Винтовое

В таком типе соединения роль гайки выполняет сама деталь, в которой предварительно высверливается отверстие, затем наносится резьба, после чего с помощью болта или винта крепится другая деталь. Если применять саморезы, то сверлить предварительное отверстие не обязательно, поскольку деталь при закручивании сама автоматически делает резьбу.

С помощью шпилек

Один конец такой шпильки вворачивается в узловую деталь, а на второй специальным образом накручивается подходящая гайка.

Шпилька с ввинчиваемым концом

Механические свойства

Чтобы правильно подобрать крепеж, нужно не только ориентироваться на класс прочности, но и знать, какие характеристики за ним скрываются. От этого зависит назначение метиза. Например, болты низкой прочности класса до 6.6 подойдут для монтажа козырька надо крыльцом. Класс прочности высокопрочных болтов – от 6.6 до 12.9. Их используют при строительстве кранов, мостов, зданий, транспорта, железнодорожных путей. Это же значение определяет, может ли на крепеж прилагаться несущая силовая нагрузка.

В таблице ниже мы приведем класс прочности болтов. Расшифровка терминов до таблицы поможет вам сориентироваться в свойствах крепежа по ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78).

  • Временное сопротивление – это предел прочности болта, максимальная сила, которая может быть к нему приложена. При достижении критического параметра крепеж разрушится. Это действует для любого вида механической силы: сжатия, изгиба, скручивания, растяжения.
  • Твердость по Виккерсу – это отношение нагрузки вдавливания четырехгранной алмазной пирамиды противоположным углом к площади поверхности того предмета, на который воздействует сила. Простыми словами, это значение определяет, насколько устойчив болт к деформации от удара/соприкосновения с другим предметом.
  • Предел текучести – это максимальная рабочая нагрузка на болт. Если будет достигнута, начнется необратимая деформация без увеличения нагрузки (можно сказать, саморазрушение). При расчетах нагрузки следует выбирать болты, которые превышают необходимые требования вдвое.

Механические свойства болтов в зависимости от класса прочности

Класс прочности Временное сопротивление, МПа Твердость по Виккерсу, HV Предел текучести, МПа
3.6 300 – 330 95 – 250 180 – 190
4.6 400 – 400 120 – 250 240
4.8 400 – 420 130 – 250 320 – 340
5.6 500 155 – 250 300
5.8 500 – 520 160 – 250 400 – 420
6.6 600 190 – 250 360 – 480
6.8 600 190 – 250 640
8.8 800 – 830 250 – 335 640 – 660
9.8 900 290 – 360 720
10.9 1000 – 1040 320 – 380 900 – 940
12.9 1200 – 1220 385 – 435 1080 – 1100

Зная класс прочности, можно рассчитать среднее временное сопротивление самостоятельно. Для этого умножьте первую цифру класса прочности на 100. Например, для болта 6.6 это значение будет 600. Также можно рассчитать предел текучести, умножив временное сопротивление на вторую цифру класса прочности и поделив полученный результат на 10. Для того же болта 6.6 это будет выглядеть так: 600×6÷10 = 360.

Технология изготовления

В современном мире используется несколько технологий с помощью которых изготавливаются гайки. Некоторые из них используются для выпуска большого количества крепежа с минимальным количеством брака и оптимальным расходом материалов. Процесс происходит практически без участия человека, в автоматическом режиме. Основными методами производства гаек в больших объёмах является технология штамповки холодным способом и горячая ковка.

Холодная штамповка

Она является довольно прогрессивной технологией, позволяющей выпускать крепежи массово с небольшими потерями не более 7% от общего количества изделий. Специальные автоматизированные станки позволяют получать до 400 изделий в течение минуты.

Этапы изготовления крепежа по холодной технологии.

  1. Готовятся прутки из нужного вида стали. Перед обработкой они очищаются от ржавчины или постороннего налета. Затем на них наносятся фосфаты и особый смазочный материал.
  2. Нарезка. Металлические заготовки кладутся в специальный механизм и режется на отрезки.
  3. Подвижным отрезным механизмом отрезаются заготовки гаек.
  4. Штамповка. После всех предыдущих манипуляций заготовки отправляются на штамповочный гидравлический пресс, где им придается форма и пробивается отверстие.
  5. Завершающий этап. Прорезание резьбы внутри деталей. Это операция проводится на специальном гайконарезном станке.

После выполнения работ некоторые гайки из партии обязательно проверяют на соответствие заданным заранее параметрам. Это размеры, резьба и максимальная нагрузка, которую сможет выдержать изделие. Для производства метизов по этой технологии применяют определенную сталь, предназначенную для холодной штамповки.

Горячая ковка

Очень распространена также и горячая технология производства гаек. Сырьем для производства метизов этим способом также служат металлические прутки, порезанные на отрезки нужной длины.

Основные стадии производства такие.

  • Нагрев. Очищенные и подготовленные прутки разогревают до температуры 1200 градусов Цельсия, чтобы они стали пластичными.
  • Штамповка. Специальный гидравлический пресс формирует шестиугольные заготовки и пробивает внутри них отверстие.
  • Нарезка резьбы. Изделия охлаждаются, внутри отверстий наносится резьба. Для этого используются вращающиеся стержни, напоминающие метчики. Для облегчения процесса и предотвращения быстрого износа во время нарезки на детали подается машинное масло.
  • Закалка. Если изделиям требуется повышенная прочность, производится их закаливание. Для этого они снова нагреваются до температуры в 870 градусов по Цельсию, охлаждаются с высокой скоростью и примерно на пять минут погружаются в масло. Эти действия закаляют сталь, но она становится хрупкой. Чтобы избавиться от хрупкости, сохраняя при этом прочность, метизы примерно час держат в печи при высокой температуре (800-870 градусов).

После завершения всех процессов производится проверка гаек на особом стенде на соответствие требованиям на прочность. После проверки, если метизы ее прошли, они упаковываются и отправляются на склад. На производствах еще сохранилось устаревшее оборудование, нуждающееся в ремонтных и профилактические работах. Для выпуска крепежных изделий к такому оборудованию используют токарные и фрезерные станки. Однако такие работы характеризуются очень низкой производительностью, огромным расходом материалов. Но они нужны в любом случае, и поэтому для небольших партий крепежных изделий эта технология до сих пор остается актуальной.

Процесс изготовления гаек и других метизов смотрите в следующем видео.

Особенности производства болтов высокой прочности

Класс определяют не только по марке стали, но и по методу, примененного для их производства. Так, болты высокого класса изготавливают на высадочных автоматах (холодных или горячих). Резьбу накатывают с применением специальной технологической оснастки. Затем их отправляют на термообработку. После нанесения покрытия, защищающие болты от коррозии и старения, они готовы к отправке потребителям.

Крепеж отправляют потребителю в ящиках определенного веса. В некоторых случаях на их поверхность наносят слой масла, который обеспечивает длительное хранение метизных изделий.

Оборудование, применяемое для производства болтов высокого класса, может выпускать от 100 до 200 изделий, в минуту. Для изготовления применяют проволочный прокат, полученный из низкоуглеродистой или легированной стали.

Стали для изготовления болтов

Для производства применяют несколько марок стали. Распространенными считают — 10КП, 20КП, 10, 20, 35, 20Г2Р, 65Г, 40Х. После выполнения термообработки, болты, получают заданные параметры, определенные в соответствующих нормативных актах. Термическую обработку осуществляют в электрических печах с применением защитной среды. Она препятствует исходу углерода из стали.

Болты высокой прочности могут быть произведены из разных марок и будут получены изделия, которые будут относиться к различным группам прочности. Варьируя разнообразные режимы термообработки, есть возможность получения изделий с разными параметрами прочности.

Как пример можно рассмотреть применение стали 35 для производства болтов, относящихся к разным группам прочности:

  • 6 — болты выполняют на станках токарно-фрезерной группы;
  • 6 и 6.8 — крепеж производят на высадочном прессовом оборудовании;
  • 8 — этот класс получат после прохождения термообработки.

Болты высокой прочности, включают в себя и специализированные метизы, нашедшие применения строго в определенных областях. Требования к продукции определяют в отраслевых документах.

Крепежные изделия, применяемые в авиастроении, производят на основании так называемых нормалей (отраслевых стандартов). Эти метизы отличает повышенная прочность, малый вес и точность. Применение этих болтов и гаек обеспечивает безопасность эксплуатации техники. Для их производства применяют стали, относящиеся к углеродистым или легированным. Готовые изделия покрывают усиленным слоем антикоррозийного покрытия.

Продукция, применяемая при возведении мостовых сооружений и их конструктивных элементов, нормируется ГОСТ Р 52644-2006.

Болты особой прочности, производят в разном исполнении. Различают несколько вариантов. Болты категории «У» допускается эксплуатировать работать при – 40 ºC. Изделие типа «ХЛ» эксплуатируются в диапазоне от – 40 до – 65ºC.

Для изготовления метизов с высокой прочностью, применяют следующие марки сплавов: 30Х3МФ, 30Х2АФ, 30Х2НМФА.

Типы проводимых испытаний

Для подтверждения качества продукции заводы производители проводят ряд испытаний. Перечень и методики испытаний определены в ГОСТ Р 52627-2006. Испытания могут быть осуществлены в заводской или любой другой лаборатории, прошедшей соответствующую аттестацию в центре Росстандарта. Ниже приведен краткий перечень тестов:

  • растяжение;
  • кручение;
  • твердость;

По результатам, проводимых испытаний будут определены свойства продукции, в частности – предел прочности, предел текучести и ряд других.

Маркировка болтов и гаек – полная расшифровка всех обозначений

Главная » Новости

Опубликовано: 02.09.2018

Болт как изделие для крепежа – цилиндрический стержень, имеющий резьбу и головку. По форме она бывает разной – квадратная, шестигранная и более сложных конфигураций. Но принцип нанесения маркировки болтов – общий. Как ее расшифровать и применить на практике — об этом и поговорим в данной статье.

Маркировка крепежа производится в соответствии с ГОСТ №№ 1759.0 от 1987 года, 18126 от 1994 года. Однако литеры на отдельные разновидности болтов наносятся и по другим стандартам. Например, для образцов фундаментных применяется ГОСТ № 24379.1 от 1980 года.

Golf V горит ключ на панели приборов. insp.

Пояснения

По видам стали

Углеродистые , например – 8.8.

Мартенситные (с минимальным содержанием углерода).  Аналогично. Чтобы отличить от углеродистых, обозначение подчеркивается. Например, 8.8. На некоторых образцах точка между цифрами может не ставиться.

«Оцинковка»

Клеймо может быть углубленным либо выпуклым, а размеры символов определяются производителем изделий.

Маркировка класса прочности метрических шпилек

Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.

  • Знак РОМБ — Класс прочности 10.9
  • Знак ПЛЮС — Класс прочности 9.8
  • Знак КРУГ — Класс прочности 8.8
  • Знак ТРЕУГОЛЬНИК – — Класс прочности 12.9

Дюймовый крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).

Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как дюймовый, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого

2 Механические характеристики крепежа по Госстандарту

Гайки разного класса производятся из сталей, состав коих соответствует далее приведенным показателям (все значения приведены в процентах):

  • изделия класса 12: серы – до 0,058, фосфора – до 0,048, марганца – от 0,45, углерода – до 0,58;
  • 4, 5 и 6: серы – до 0,15, фосфора – до 0,11, углерода – до 0,5;
  • 05 и 10: серы – до 0,058, фосфора – до 0,048, марганца – от 0,3, углерода – до 0,58;
  • 04, 9 и 8: серы – до 0,15, фосфора – до 0,06, марганца – от 0,25, углерода – до 0,58.

Добавим: отпуску и закалке в обязательном порядке подвергаются изделия классов 10, 05, 12 и 8.

Далее мы приводим величины пробных нагрузок для гаек с разным диаметром резьбы:

  • твердость (по Роквеллу): не более 30–38 HRC;
  • твердость (по Виккерсу): не более 302–353 и не менее 117–295 HV в зависимости от номинального сечения резьбы;
  • нагрузки (пробные) для крепежа с малым резьбовым шагом: от 1 мм (для диаметра 8 мм) до 3 (диаметр 18 мм);
  • нагрузки для классов прочности: от 14900 Н (минимальное сечение) до 1924000 Н (максимальное сечение).

Основные требования по ГОСТу

  • На детали должны полностью отсутствовать следы коррозии металла, крупные дефекты и трещины. Присутствие последних означает, что изделие не соответствует стандарту качества.
  • Допускаются штамповочные трещины на поверхности детали при условии, что длина трещины меньше диаметра болта, а ширина и глубина не больше 4 % диаметра болта. В противном случае изделие не может соответствовать государственному стандарту качества, и его следует выбраковывать.
  • По ГОСТу на болте могут быть раскатные пузыри, но их размер не может быть больше 3 % от диаметра изделия.
  • Болт, имеющий рваные повреждения, которые заходят на резьбу или опорную часть, тоже выбраковывается.
  • Согласно стандарту качества, изделия, имеющие дефекты на торце головки, могут быть пригодными при условии, что дефект не превышает размера окружности выше предельного значения.
  • Допускается незначительное точечное изменение цвета сплава в виде рябизны.

По классу точности

По классу точности выделяют следующие виды болтов и гаек:

  1. Класс точности А – конструкция болтов данного класса предусматривают их установку в предусмотренное отверстие таким образом, чтобы между стрежнем и отверстием не осталось зазора. Изначально диаметр отверстия должен быть меньше диаметра стержня, затем оно постепенно растачивается до необходимых размеров, пока болт не встанет плотно. Разница между диаметрами не может превышать 0,3 мм. Из-за больших сложностей монтажа, такой тип практически не используется в повседневной жизни. Чаще всего они встречаются в точном машиностроении.
  2. Нормальной точности (класс В) – разница между диаметров болта и отверстия не должна превышать 3 мм, при этом диаметр стержня не должен отклоняться от нормы более чем на 0,52 мм.
  3. Класс С – диапазон допуска для диаметра стержня составляет не более 11 мм.

В строительстве и машиностроении чаще всего применяются крепежи нормальной точности.

Прочность

Прочность строго регламентируется ГОСТом, так как в некоторых случаях о этого зависит безопасность человека, сохранность оборудования или строений. Для достижения точности прочностных характеристик производят расчет высокопрочных болтов. Производство высокопрочных болтов регламентирует ГОСТ 7798-70.

Исходя из прочностных характеристик, болты делятся на 11 классов. Каждая категория имеет собственную маркировка, исходя из которой можно четко определить, к какому классу он относится и какую нагрузку выдерживает. Следует отметить, что каждый метиз имеет определенный запас прочности к показателям, указных в маркировке. Поэтому не стоит переживать, что запас прочности болта будет впрок.

Прочность болтов зависит не только от типа используемого материала, но и технологии изготовления. Исходя и прочностных характеристик крепежных элементов можно выделить классификацию болтов по прочности:

  • 3,6 – крепежи из нелегированной стали, без дополнительной закалки;
  • 4,6 – изделия из углеродистой стали (углерод менее 0,55%);
  • 5,6 – из стали без отпуска (углерод более 0,15%);
  • 6,6 и 6,8 – болты из углеродистой стали без дополнительных добавок;
  • 8,8 – применяется сталь с дополнительными компонентами (хром, марганец, бор), которая после закалки отпускается при температуре более 400 градусов;
  • 9,8 – практически не отличаются от класса 8,8, имея повышенный показатель прочности;
  • 10,9 – используется сталь с добавками, которая отпускается в температурном диапазоне от 340 до 425 градусов.
  • 12,9 – для изготовления крепежей используется легированная сталь с минимальным содержанием фосфора и серы.

1 Класс прочности гаек – общие положения ГОСТ

Государственный стандарт 1759.5–87 распространяется на все гайки с метрической резьбой, изготовленные из легированных и нелегированных углеродистых сталей, соответствующих ГОСТ 1981 года 24705.

Отметим, что документ, который нас интересует, не описывает гайки:

  • с особыми характеристиками (работоспособность при пониженных и повышенных температурах, высокая стойкость против коррозии, свариваемость);
  • самоконтрящегося самостопорящегося типа.

Согласно принятой в документе системе обозначений, гайки делят на две разновидности:

  • с высотой (номинальной) 0,5–0,8 d;
  • с высотой 0,8 d и больше.

Класс прочности гайки с высотой от 0,5 до 0,8 d обозначается двумя цифрами. Первая из них дает информацию о том, что нагрузочный потенциал соединения болта и гайки является меньшим, нежели аналогичная возможность у гаек свыше 0,8 d, а также у изделий с оправкой, прошедшей закалку. А вторая соответствует 1/100 напряжения (номинального) от нагрузки пробного вида в испытательной закаленной оправке.

Здесь стоит отметить, что реальный несущий потенциал описываемых нами изделий устанавливается как эффективной длиной их резьбы и твердостью стали, из которой они изготовлены, так и прочностью болта на растяжение, используемого для соединения с гайкой. Зависимость напряжения нагрузки и прочности «низких» (именно так называют изделия высотой 0,5–0,8 d) гаек выражается следующим образом:

  • для гаек класса 04 наименьшее напряжение от экспериментальной нагрузки равняется 380 Н/мм2, номинальное – 400 Н/мм2;
  • для класса 05 данные показатели равняются 500 Н/мм2.

Крепежные изделия с высотой от 0,8 d маркируются цифрой, которая описывает максимальный уровень прочности болтов, с коими гайка способна сопрягаться. Так, например, гаечная конструкция класса прочности 4 сопрягается с сечением резьбы болта более М16 (уровень прочности 4.6, 3.6 и 4.8.) Допустимые сопряжения для других болтов (по классу) приведены далее:

  • 5 класс прочности крепежа: менее или равно М16 (4.6, 3.6, 4.8), менее или равно М48 (5.8 и 5.6);
  • 6: до М48 (6.8);
  • 8: до М48 (8.8);
  • 9: менее М16 (9.8), от М16 до М48 (8.8);
  • 10: до М48 (10.9);
  • 12: до М48 (12.9).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Масса стальных болтов (исполнение 1) с крупным шагом резьбы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

Длина болта , мм

Теоретическая масса 1000 шт. болтов, кг , при номинальном диаметре резьбы , мм

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

27

30

36

42

48

8

4,306

8,668

10

4,712

9,394

16,68

12

5,118

10,120

17,82

14

5,524

10,850

18,96

27,89

16

5,930

11,570

20,10

29,48

43,98

18

6,336

12,300

21,23

31,12

46,21

65,54

20

6,742

13,020

22,37

32,76

48,45

68,49

95,81

22

7,204

13,520

23,51

34,40

50,69

71,44

99,52

25

7,871

14,840

25,22

36,86

54,05

75,87

105,10

133,3

28

8,537

16,330

26,92

39,32

57,40

80,29

110,60

140,2

30

8,981

17,120

28,52

40,96

59,64

83,24

114,30

144,8

193,0

32

9,426

17,910

29,43

42,59

61,87

86,19

118,00

149,4

198,6

237,0

35

10,090

19,090

31,28

45,34

65,24

90,62

123,60

156,3

207,0

246,9

340,6

38

10,760

20,280

33,18

48,00

68,59

95,04

129,20

163,2

215,4

256,9

353,3

40

11,200

21,070

34,36

49,78

71,25

97,99

132,90

167,8

221,0

263,5

361,8

474,8

45

12,310

23,040

37,45

54,22

77,30

105,70

142,10

179,4

235,0

280,1

373,0

500,9

50

13,420

25,020

40,53

58,67

83,35

113,60

152,40

190,9

249,0

296,7

404,1

526,9

834,5

55

14,530

26,990

43,62

63,11

89,39

121,50

162,40

203,7

263,1

313,3

425,3

553,0

872,1

1304

60

15,640

28,970

46,70

67,55

95,44

129,40

172,40

216,0

278,9

329,9

446,5

579,0

909,8

1356

65

16,760

30,940

49,79

71,99

101,50

137,30

182,40

228,4

293,8

348,8

467,7

605,1

947,4

1407

2009

70

17,870

32,910

52,87

76,44

107,50

145,20

192,40

240,7

308,8

366,5

491,1

631,1

985,0

1458

2076

75

18,980

34,890

55,96

80,88

113,60

153,10

202,40

253,0

323,7

384,3

513,6

659,7

1023,0

1509

2143

80

20,090

36,860

59,04

85,33

119,60

161,00

212,40

265,0

338,6

402,1

536,1

687,5

1061,0

1561

2211

85

21,200

38,840

62,13

89,77

125,70

168,90

222,40

277,7

353,6

419,8

558,6

715,2

1098,0

1612

2278

90

22,310

40,810

65,21

94,20

131,70

176,80

232,40

290,1

368,5

437,6

581,0

743,0

1141,0

1663

2345

95

42,790

68,30

98,64

137,80

184,70

242,40

302,4

383,4

455,4

603,5

770,8

1181,0

1715

2412

100

44,760

71,38

103,10

143,80

192,60

252,40

314,7

398,3

473,2

626,0

798,5

1221,0

1766

2479

105

74,47

107,50

149,90

200,50

262,40

327,1

413,3

490,9

648,5

826,3

1261,0

1826

2546

110

77,55

112,00

155,90

208,40

272,30

339,4

428,2

508,7

671,0

854,1

1301,0

1880

2614

115

80,63

116,40

162,00

216,30

282,30

351,8

443,1

526,5

693,5

881,8

1341,0

1934

2690

120

83,72

120,90

168,00

224,20

292,30

364,1

458,1

544,2

716,0

909,6

1381,0

1989

2760

125

86,80

125,30

174,00

232,10

302,30

376,4

473,0

562,0

738,5

937,4

1421,0

2043

2831

130

89,89

129,70

180,10

240,00

312,30

388,8

487,9

579,8

761,0

965,2

1461,0

2098

2903

140

96,06

138,60

192,20

255,80

332,30

413,5

517,8

615,3

806,0

1021,0

1541,0

2207

3045

150

102,18

147,50

204,30

271,60

352,30

438,1

547,6

650,8

850,1

1076,0

1621,0

2315

3187

160

108,38

156,40

216,40

287,40

372,30

462,8

577,5

686,4

895,9

1132,0

1701,0

2424

3329

170

114,58

165,30

228,50

303,20

392,30

487,5

607,4

721,9

940,9

1188,0

1780,0

2533

3471

180

120,68

174,20

240,60

319,00

412,30

512,2

637,2

757,5

985,9

1243,0

1860,0

2642

3614

190

126,88

183,10

252,70

333,80

432,30

536,9

667,1

793,0

1031,0

1299,0

1940,0

2751

3756

200

133,08

191,90

264,70

350,60

452,20

561,5

697,0

828,6

1076,0

1354,0

2020,0

2860

3898

220

209,70

228,90

382,20

492,20

610,9

756,7

899,6

1166,0

1465,0

2180,0

3077

4182

240

227,50

313,10

413,80

532,20

660,3

816,4

970,8

1256,0

1576,0

2340,0

3295

4466

260

245,20

337,60

445,40

572,20

709,6

876,1

1042,0

1346,0

1687,0

2500,0

3513

4751

280

361,50

476,90

612,20

759,0

935,9

1113,0

1436,0

1798,0

2660,0

3730

5035

300

385,70

508,50

652,20

808,3

995,6

1184,0

1526,0

1910,0

2820,0

3948

5319

(Измененная редакция, Изм. N 5).

Полное условное обозначение

Полное обозначение болтов, винтов, шпилек и гаек нормируется стандартом ГОСТ 1759.0-87 «Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия»

На постсоветском пространстве согласно ГОСТ 1759.0-87 и ГОСТ 18126-94 принята следующая схема условного обозначения для болтов, винтов и шпилек и гаек из углеродистых сталей и цветных сплавов:

Для шайб используется немного другая схема условного обозначения согласно ГОСТ 18123-82 «Шайбы. Общие технические условия»:

Приведенные схемы имеют общий вид, со всеми возможными элементами. В зависимости от вида крепежа обозначение может содержать большее или меньшее количество элементов. Также необходимо отметить, что некоторые виды болтов, шпилек, гаек и шайб имеют свои специфические условные обозначения, нормируемые конкретным стандартом (например: болты фундаментные ГОСТ 24379.1-80, шпильки для фланцевых соединений ГОСТ 9066-75 и др.)

По назначению

Исходя из назначения, можно выделить следующие типы болтов:

  1. Лемешный – предназначен для крепления тяжелых подвесных конструкций. Исходя из названия можно понять, что он широко используется в сельском хозяйстве, обычно для крепления лемехов на почвообрабатывающую технику.
  2. Мебельный – отличается от других видов тем, что резьба нарезается не по всей длине стержня. Обычной целостной остается третья часть. Головка такого крепежа обычно гладкая, что необходимо для того, чтобы болт не выступал над поверхностью мебели. Несмотря на названия, такие элементы применяются и в других сферах, особенно часто в строительстве.
  3. Дорожный – широко распространённый при монтаже ограждений. Отличается полукруглой головкой, под которой расположен квадратный подголовок. Такая конструкция позволяет прочно фиксировать элементы ограждения к столбам. Применяется во всех сферах, где есть необходимость фиксации тонких листов металла, дерева, пластика и других материалов.
  4. Машиностроительный – наиболее распространенный тип болтов, который применяется машиностроительстве. Он отличается повышенными прочностными свойствами и устойчивостью к агрессивной внешней среды.
  5. Путевой – применяется в железнодорожной сфере, чаще всего для соединения отдельных частей рельс. Отличаются тем, что резьба может составлять меньше половины длины стержня.

Понять к какому типу относиться метиз можно исходя из условного обозначения болтов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Проект "Стройка"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector