Бн 50/50 гост 6617-66 битум строительный

Состав битума

Следует отметить, что нефтяной битум считается искусственным материалом, так как встречается и природное сырье этого типа, добываемое в так называемых асфальтовых болотах. Битум могут получать из остатков после перегонки нефти двумя способами:

  • Методом дополнительной обработки остаточной фракции. К примеру, могут выполняться процедуры крекинга, окисления. В результате получаются битумы различной степени вязкости и температуры размягчения.
  • Методом отжима масляной фракции из мазута. Этот способ более естественный, так как фактически является продуктом простой нефтеперегонки и последующей обработки остаточной фракции.

При этом состав вещества достаточно существенно изменяется в зависимости от метода получения. Средние пропорции содержания различных веществ в смеси таковы:

  • До 80% тяжелые углеводороды с высокой молекулярной массой. Переходя от молекулярного уровня к уровню веществ следует выделить содержание нефтяных масел, которые и придают веществу пластичность, а также асфальтенов, придающих твердость. Чем выше содержание масла – тем выше пластичность. ГОСТ 22245 90 устанавливает допустимые массовые доли содержания масел.
  • До 15% водорода, как естественного компонента при осуществлении ректификации нефти.
  • До 10% серы, в зависимости от исходной сернистости сырья, применявшегося для переработки.

Структура вещества определяется как технологией его получения, так и исходными свойствами нефтепродуктов, которые были использованы для получения битума.

Как выбрать марку дорожного битума

Дорожный битум имеет буквенно-цифровую маркировку, которая выглядит следующим образом: БНД ХХ/YY. Расшифровывается она так:

  • БНД – битум нефтяной дорожный;
  • ХХ и YY – верхний и нижний предел глубины проникновения в битум иглы диаметром 0,1 мм при температуре +25 °С. Этот параметр говорит о твердости битума и температуре его размягчения. Он служит основой для выбора определенной марки битума для эксплуатации в определенных климатических условиях.

Есть несколько марок битума, которые можно разбить на две группы в зависимости от предельных температур эксплуатации дорожного покрытия:

  • БНД 60/90 и БНД 70/100 можно использовать в регионах, где температура в холодное время года не опускается ниже -20 °С.
  • БНД 90/130, БНД 100/130 и БНД 130/200 допускается применять в регионах с температурой в холодное время года ниже -20 °С.

От битума зависит качество и срок службы укладываемого дорожного покрытия

Новые методы подбора марки дорожного битума

До недавнего времени битум изготавливали и подбирали для дорожных работ, руководствуясь двумя нормативными документами: ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 33133-2014. Они дают достаточно размытое понимание к подходу в выборе требуемой марки материала для определенных условий эксплуатации.

Чтобы правильно подобрать битум для дорожного покрытия, эксплуатирующегося в определенных климатических условиях, нужно учитывать его сдвигоустойчивость. Особенность этого параметра состоит в том, что он может изменяться в четыре раза при изменении температуры всего на 10 °С

Поэтому так важно как можно точнее знать температурные пределы эксплуатации будущего дорожного покрытия. Для этого нужно иметь статистические данные о максимальной и минимальной температуре в регионе за последние 20 лет

Такую информацию можно получить из уже разработанного и введенного в действие ПНСТ 397-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения температурных условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд». В нем приведены температурные показатели для разных населенных пунктов и регионов страны.

Разработаны и введены в действие еще два нормативных документа:

  • ГОСТ Р 58400.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации».
  • ГОСТ Р 58400.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок».

Согласно этим документам битум маркируется уже по-другому: PG X-Y, где PG – его марка, а X и Y – допустимая верхняя и нижняя температура эксплуатации. Более того, теперь при выборе битума можно будет учитывать и транспортную нагрузку на покрытие. В ближайшее время материалы, соответствующие новым требованиям, появятся в продаже.

Описание битум строительный 18кг в ведрах БН 70/30

Битум строительный поставляется в картонных ведрах, черного цвета. Используется для гидроизоляции фундаментов, трубопроводов, свай, для обработки металлических элементов конструкций, шероховатых и пористых поверхностей, дерева, камня, бетона. Гидроизоляция крыш, фундаментов, бетонных конструкций с гладкой и сложной геометрией на протяжении всей потребности в специальных гидрофобных материалах. И когда масштаб очень велик, битум станет незаменимым. Цена этой гидроизоляции низкая экономия и удобная упаковка идеально подойдет для точечного ремонта или устройства большого формата. Упакованный продукт в плоских цилиндрических бочках можно перевозить автомобильным транспортом с любым грузовым отсеком, что значительно облегчает транспортировку в специализированных цистернах. Битум в бочках не нужно нагревать перед сливом большой партии, как в случае с резервуаром, но и отбирать небольшое количество битума не получится. Битум 70/30 используется для гидроизоляционных работ на крыше, при укладке рулонных материалов для подготовки оснований. После отверждения битум 70/30 образует твердое термостойкое, но в то же время эластичное покрытие. Средний расход составляет от 1,5 до 2,0 кг на м2.

Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав битума:

Битумы имеют довольно сложный химический состав. Например, они могут состоять из предельных углеводородов от С9Н20 до С30Н62.

Все разнообразные органические углеводородные соединения, которые образуют битум, можно объединить в три группы: твердая составляющая, смолы и масляные фракции.

Твердая часть битума состоит из высокомолекулярных углеводородов и их производных с молекулярной массой от 1000 до 5000 г/моль и плотностью более 1 г/см3. Все они объединены под общим названием «асфальтены». В асфальтенах содержатся карбоиды, не растворимые в летучих растворителях и маслах, и карбены, которые могут растворяться только в СCl4. К твердой составляющей битумов относят также твердые углеводороды, называемые парафинами.

Смолами являются аморфные вещества темно-коричневого цвета с молекулярной массой от 500 до 1000 г/моль, их плотность около 1 г/см3.

Масляные фракции битумов составляют различные углеводороды, имеющие молекулярную массу от 100 до 500 г/моль и плотность менее 1 г/см3.

Свойства битума, как дисперсной системы, определяются соотношением входящих в него составляющих: асфальтенов, парафинов, масел и смол. При повышении содержания асфальтенов и смол возрастает твердость, температура размягчения, а также хрупкость битума. А масла, которые частично растворяют смолы, делают его легкоплавким и мягким. Пластичность битума повышается при снижении молекулярной массы смол и масел. В нефтяных битумах содержится парафин, который способствует ухудшению их свойств, повышая хрупкость при понижении температуры. Поэтому необходимо, чтобы битум содержал парафин не более 5%.

С точки зрения элементного состава в битуме присутствуют следующие химические элементы:

Наименование химического элемента: %% содержание
Углерод, С 70-80
Водород, Н 10-15
Сера, S 2-9
Азот, N до 2
Кислород, O 1-5
и прочие

В чем возим

Следующей нерешенной проблемой является состояние самого автопарка битумовозов.

Конструкторы и производители цистерн, надо отдать им должное, постоянно, проводят работу над улучшением своей продукции. Они оперативно реагируют на замечания перевозчиков. Но системно эта работа пока не поставлена. Отсутствие чётко сформулированных требований к спецавтотранспорту не позволяет перевозчикам, покупать технику с нужным уровнем надёжности — документально эти характеристики нигде не прописаны.

Тем временем, проблем конструктива у отечественного автопарка для битумных вяжущих предостаточно. Во-первых, отсутствует массовое производство автоцистерн с системами подогрева и перемешивания. А существующие на рынке предложения такого уровня – дороги. Все это ведет к рискам использования перевозчиками емкостного парка с минимальным (рискованным) набором эксплуатационных характеристик.

Для решения проблемы отечественным производителям необходимо суметь определить перспективный вектор развития производства полуприцепной техники для перевозки наливных темных нефтепродуктов. И сделать выбор: производить универсальную цистерну для всех видов темных нефтепродуктов с гарантией качества доставляемых грузов (подогрев, перемешивание). Или производить специализированную технику узкого сегмента под каждый конкретный вид и условия доставки темных нефтепродуктов (битумы, пбв, эмульсии, нефти).

Причем, цена такой техники должна быть не заоблачной, а вполне доступной для среднего предприятия, работающего со спецтранспортом.

Жидкие составы в строительстве

Битум для асфальта обычно имеет очень большую степень вязкости. Однако иногда при заливке покрытий используют и жидкие разновидности этого материала. Применяют их в основном для удлинения сезона дорожных работ. Жидкий битум в определенных пропорциях добавляют в вязкий. В результате покрытие при пониженных температурах не застывает слишком быстро. Изготавливают жидкие битумы из вязких путем добавления дистиллятных фракций.

При выполнении ремонтных работ используется также материал средней вязкости. Его применяют для обработки уже очищенной карты. Норма расхода битума при укладке асфальта в этом случае не слишком большая и составляет всего 0.5 л/м2.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК – битум нефтяной кровельный;
  • 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

Области применения

Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

  • дорожное строительство;
  • кровельная промышленность;
  • изоляция и гидроизоляция;
  • кабельная промышленность
  • резиновая и шинная промышленность;
  • аккумуляторы;
  • лаки и краски;
  • металлургия;
  • углебрикетное производство;
  • нефтедобывающая промышленность.

Применение в индивидуальном строительстве

Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве. Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

Битумы нефтяные строительные

Битум строительный бывает:

  • для общестроительных работ. В этой категории три марки нефтяных битумов: БН-50/50; БН-70/30 и БН-90/10, где числитель – коэффициент температуры размягчения, а знаменатель – средний показатель пределов изменения пенетрации
  • для кровельных работ, марок БНК45/180; БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190
  • БНИ — нефтяной изоляционный — марок БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V. Такие битумы применяются в процессе изоляции поземных трубопроводов для их защиты от коррозии.

Помимо перечисленных марок, бывает еще жидкий дорожный битум. Он отличается низким показателем вязкости и применяется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона, если его нужно укладывать при пониженных температурах воздуха. Жидкие битумы изготавливают при помощи смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, медленно испаряющимися после укладки дорожного покрытия. Однако вследствие высокой пожароопасности и колоссальным вредом для природы, его используют довольно редко.

Технические характеристики

Битум марки 70/30, являясь нефтяным строительным материалом, в расплавленном состоянии представляет собой жидкий наполнитель, обладающий вяжуще-цементирующими свойствами. Без него невозможно соединить между собой гравий и песок, входящие в состав полноценного асфальта горячей укладки.

Строительно-нефтяной битум выпускается при соблюдении требований СНиП и ГОСТ, известных ещё со времён СССР. Порядок соблюдения технологических свойств и стадийности процесса определяется этими двумя важнейшими нормативами.

Битумный наполнитель производится в основном следующих марок: битум нефтяной (БН) 50/50, 70/30, 90/10.

Значения характеристик каждого состава отображены в таблице.

Характеристика

Маркер

Способы проверок

50/50

70/30

90/10

ОКП 02 5624

ОКП 02 5623

ОКП 02 5622

Погружение иглы при 25°С, с диаметром в 0,1 мм

41-60

21-40

5-20

На основании ГОСТа 11501-78

Смягчение в виде кольца и шара при температуре,°С

50-60

70-80

90-105

В соответствии с ГОСТом 11506-73

Растягивание при 25°С, не хуже

40

3,0

1,0

По нормативам ГОСТа 11505-75

Сколько процентов растворится (не меньше)

99,5

Руководствуясь ГОСТом 20739-75

Процент изменения веса после расплавления

0,5

По нормам ГОСТа 18180-72

Воспламеняется при значении, в градусах по Цельсию

230

240

В соответствии с ГОСТом 4333-87

Сколько содержит воды (молекулярно)

Следовое процентное содержание (по массе)

Согласно ГОСТу 2477-65

Применение битумов:

По применению битумы делят на три основные вида: строительные, дорожные и кровельные.

Строительные битумы – это битумы, которые используются в строительстве и гидроизоляционных работах. Такие битумы маркируются следующим образом: БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10.

Расшифровка: БН – битум нефтяной, БНД – битум нефтяной дорожный, БНК – битум нефтяной кровельный, первое число – обозначение температуры размягчения, второе – обозначение пенетрации.

Дорожные битумы являются самым востребованным видом битумов и применяются в дорожном строительстве. Они характеризуются большим коэффициентом пенетрации. Основное их отличие друг от друга – это климатическая зона, в которой они применяются.

Рассматривая регионы использования битума, определяют максимальные и минимальные зимние температуры. Регионы с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20 оС, применяют битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300. Регионы с умеренной зимней температурой  от -20 до -10 оС подходят марки БНД 60/90 и выше перечисленные БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300. В областях с температурами зимой в пределах от -10 до -5 оС  дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300. Для теплых мест, где средняя температура зимой +5 оС используют битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Кровельные битумы применяют в производстве кровельных материалов: рубероида, рубемаста, гидростеклоизола, пергамина, мастики, рубитэкса, битумной бумаги, рубитэкса, рубитэкса, стеклоэласта, рубитэкса, праймера. Для пропитки используют битумы марок БНК 45/180 и БНК 45/90. Для получения покровного слоя – битумы марок БНК 90/40 и БНК 90/30.

Битум также применяют в различных отраслях народного хозяйства. Например, в литейном деле в качестве одного из компонентов модельных составов при прецизионном литье, как электроизоляционный материал в электротехнической промышленности, для отделки различных изделий из бумаги, дерева, кожи и  т.д.

Примечание:  Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com

Найти что-нибудь еще?

карта сайта

горячий вязкий битум нефтяной дорожный кровельный строительный купить цена гост бнд бн 30 60 90 70 130 1 10 жидкий вагонами материалы определениемарки тонна температура перевозка производство налив плотность расход нефтяного битума

Коэффициент востребованности
3 933

Правила применения

Применяют БН 90/10 в жидком состоянии. Для этого его нагревают в приспособленных ёмкостях (при этом нужно следить за тем, чтобы не было непосредственного контакта с огнём). Для ускорения расплавления перед погружением битума в ёмкость его следует измельчить, расколов на части. На обрабатываемую поверхность битум наносят посредством щёток, валиков или малярных кистей. В целях обеспечения надёжной адгезии битума с поверхностью её полагается заранее тщательно очистить от предыдущего слоя кровельного покрытия, песка, грязи и других фракций.

ГОСТ 6617-76 устанавливает правила использования битума БН 90/10:

  • при применении в строительном производстве материал упаковывают в стальные или деревянные бочки, фанерные или картонные барабаны и многослойные бумажные мешки весом до 250 килограммов;
  • в розничной торговле используют аналогичные мешки или барабаны из фанеры;
  • перевозить битум БН 90/10 разрешается как автотранспортом, так и на железнодорожных платформах, вагонах и полувагонах (кроме того, допускается транспортировка на расстояние до 500 км в специализированных автомобилях – автобитумовозах).

Поскольку битум является горючим материалом (температура вспышки – 220-300 градусов), то при работе с ним необходимо соблюдать правила пожарной безопасности:

  • применять индивидуальные средства защиты и спецодежду;
  • не допускать попадания расплавленного битума на кожу;
  • при воспламенении небольшого объёма материала его следует тушить с помощью песка, специального огнетушителя, кошмы или асбестового полотна;
  • при возгорании большого количества битума необходимо использовать пенную струю или воду.

Получение нефтяных битумов

Нефтяные битумы получают на нефтеперерабатывающих заводах из различных нефтей отличающихся друг от друга химическим составом и свойствами.

Нефть на заводах подвергается фракционной перегонке с целью получения светлых продуктов (бензина, лигроина, керосина) смазочных масел и других видов нефтепродуктов.

Нефтяные остатки после отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — в дальнейшем используют в качестве сырья для получения нефтяных битумов заданных свойств. В настоящее время нефтяные битумы получают при атмосферно-вакуумной перегонке нефти (остаточные битумы); окислением нефтяных остатков (окисленные битумы) и смешением остатков, образующихся при перегонке нефти (компаундированные битумы).

Остаточные битумы представляют собой продукты малой вязкости и обычно подвергаются окислению.

Технология производства

Существуют природные и искусственные битумы. Промышленное применение нашли искусственные материалы, получаемые в результате химической переработки нефтепродуктов. Сырьём для получения битума БН 90/10 являются гудроны как с установок АВТ (атмосферно-вакуумных трубчаток для первичной нефтеперегонки), так и с установок коксования, а также асфальт и остаточный экстракт после раздельной очистки.

В настоящий момент существует два технологических процесса производства битума, основанных на окислении продуктов прямой нефтепрегонки с асфальтами и масляными экстрактами посредством:

  • окисления;
  • компаундирования.

Первый метод является предпочтительным. Окисление гудрона – это гетерогенная реакция между воздухом и жидкостью. БН 90/10 получают путём барботирования – пропускания газа через слой жидкости с целью повышения содержания асфальто-смолистых веществ. Процесс заключается в продувке исходного сырья воздухом, нагретым до температуры около 250 градусов.

При этом происходит реакция окисления между водородом, который содержится в сырье, и кислородом воздуха. Концентрация водорода снижается при полимеризации и сгущении сырья до консистенции, предусмотренной ГОСТом для битума БН 90/10. Продуктами реакции, кроме прочего, являются: диоксид углерода, пары воды, отгон (его состав зависит от количества летучих веществ, содержащихся в сырье).

По мере заполнения выпускной ёмкости готовым битумом производится отбор пробы для проведения анализа. Если качество материала соответствует нормам, битум охлаждают до 170 градусов, после чего раскладывают в барабаны из картона или мешки из бумаги, оставляя до полного охлаждения на 24-48 часов. Процесс окончательной стабилизации продолжается на специально предназначенных для этого бетонных площадках.

Следует отметить, что при производстве БН 90/10 количество отходов минимально – они составляют менее 1 процента. Газы, образованные при окислении, отделяют от углеводородов, а небольшое количество соляра, как правило, оправляют в печь для сжигания или сбрасывают в промышленную канализацию.

Битум имеет сложный состав, состоящий из нескольких фаз:

  • твёрдых соединений, которые обеспечивают прочность в затвердевшем состоянии;
  • нефтяных масел, придающих вязкость;
  • стабилизаторов – смолистых фракций, ответственных за адгезию.

Области применения

Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

  • дорожное строительство;
  • кровельная промышленность;
  • изоляция и гидроизоляция;
  • кабельная промышленность
  • резиновая и шинная промышленность;
  • аккумуляторы;
  • лаки и краски;
  • металлургия;
  • углебрикетное производство;
  • нефтедобывающая промышленность.

Применение в индивидуальном строительстве

Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве.  Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

.

Добыча природных битумов:

Чистый природный битум встречается довольно редко. В основном он встречается в составе битуминозных песков. Разработка месторождений природных битумов зависит от физических свойств исходного сырья, глубины и условий залегания.

Добычу природного битума из битуминозных песков производят в основном шахтным или карьерным способом. Этот способ заключается в том, что порода целиком извлекается на поверхность и битум экстрагируется с помощью растворителя или горячей воды. Коэффициент извлечения битума при этом составляет 85-90 %.

Скважинными внутрипластовыми способами разрабатывают месторождения жидких природных битумов, залегающих на глубине более 100 метров. Этим способом добывают битумы сквозь скважины, пробуренные на поверхности, путем термического воздействия на насыщенные битумом породы. При этом коэффициент извлечения битума составляет в среднем 30 %.

Есть еще способ добычи битумов в шахтах с помощью системы дренажных скважин, прорубленных из горных выработок. Это шахтный дренажный способ добычи. Битум вытекает самотеком через эту систему скважин.

Где добывают природные битумы

Процедура получения и комплексного превращения природных битумов осуществляется в следующем порядке:

  • промысел битумосодержащей породы
  • выделение из битумосодержащей породы органической и минеральной частей
  • перевозка битума
  • этапы переработки битума.

Исходя из условий расположения и физических характеристик сырья процесс разработки месторождений природных битумов ведется такими методами:

  • карьерный и шахтный очистной метод подразумевает извлечение породы на поверхность с дальнейшим экстрагированием битума при помощи растворителя или горячей воды с добавкой эмульгирующих компонентов
  • шахтный дренажный метод подразумевает добычу природных битумов в шахте самотёком посредством системы восходящих дренажных скважин, пробурённых из горных выработок
  • скважинный внутрипластовой метод отличается добычей природных битумов при помощи термического или иного действия на битумонасыщенные породы через скважины, пробурённые с поверхности.

Рудничные (карьерный и шахтный) методы подходят для разработки месторождений с битумонасыщенностью вмещающих пород более 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Доля добычи битума при этом составляет около 85 — 90 %. Именно так добывается битум на Ярегском нефтяном месторождении в Республике Коми.Скважинные методы подходят для разработки месторождений жидких природных битумов, к примеру, битуминозной нефти. Глубина залегания таких месторождений превышает 100 метров. Такой метод позволяет добиться коэффициента нефтеотдачи лишь 30 %. Различные природные битумы – это еще не товарный продукт, как нефть или газ. Чтобы получить товарный продукт нужно осуществлять дополнительные технологические процессы. Нефтяные битумы можно получить на нефтеперерабатывающем заводе из различных видов нефти, которые имеют различный химический состав. На перерабатывающем предприятии нефть перегоняют с выделением фракций:

  • светлые продукты — бензин, лигроин, керосин
  • смазочные масла
  • другие виды нефтепродуктов.

Остаточные продукты по окончанию отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — далее применяют как сырье для производства нефтяных битумов определенных параметров. Сегодня существуют такие методы получения нефтяных битумов:

  • атмосферно-вакуумная перегонка нефти с получением остаточных битумов, которые имеют низкую вязкость и чаще всего подвергаются окислению 
  • окисление нефтяных остатков с получением окисленных битумов. Такие продукты имеют более высокую вязкость
  • смешение остатков, образующихся при перегонке нефти с получением компаундированных битумов. Их производят при помощи смешения битума деасфальтизации (конечный продукт обработки гудрона жидким пропаном) с масляными дистиллятами.

Паспорт качества битума

Реализуемый предприятиями битум должен соответствовать нормативам ГОСТ 2245-90. Однако сегодня многие компании выпускают продукцию этого вида с улучшенными характеристиками. Поэтому к битумам той или иной новой марки прилагаются специальные, заверенные начальниками лабораторий сертификаты, называемые также паспортами. В них указываются такие параметры, как пенетрация, дуктильность, температура размягчения продукта и т. д.

Выдается такой документ не только на вязкий, но и на битум нефтяной дорожный жидкий МГ. Паспорт качества является гарантией соответствия характеристик материала заявленным производителем. На документе в обязательном порядке проставляется печать предприятия.

Конечно же, должен иметься паспорт на битум жидкий нефтяной дорожный СГ, а также на кровельный и изоляционный. К новым маркам этого материала можно отнести, к примеру, БНД-У и Евро БВ. В отношении них нормативы качества определяются не ГОСТом, а ТУ и СТО. При производстве Евро БВ учитывается также требования евростандарта EN 12591.

Состав, строение и особенности материала

Средний состав битума варьируется в таком отношении элементов: 75-80% углеродов, 10-15% водорода, до 10% серы и до 5% кислорода. Твердая часть данного строительного материала — это углеводороды и их производные на молекулярном уровне. По своему строению данное вещество напоминает коллоидную систему, в которой асфальтены диспергированы в дисперсионной среде из масла и смолы.

Данные элементы, входящие в состав битумов, определяют также ряд свойств и характеристик, которыми обладает материал. К примеру, повышенный процент содержания асфальтенов и смолы влечет за собой увеличение твердости, плотности и температуры плавления.

В противном случае, то есть при повышенном уровне масел, битум размягчается и становится более легким и легкоплавким. Согласно ГОСТ 22245 90, содержание масла и смолы в битуме должно быть средним и уравновешенным, иначе он приобретет излишнюю пластичность и вязкость.

Степень вязкости битума напрямую зависит от степени нагревания. Увеличение температуры приведет к увеличению вязкости, а ее уменьшение сделает материал более твердым. При нулевой или минусовой температуре битум становится достаточно хрупким материалом.

Битум также обладает еще одним важным свойством: он не растворяется в воде, но полностью или частично растворяется в кислотных веществах, вроде хлороформа, бензола или сероуглероде, имеет невысокую теплоемкость. Согласно сертификату соответствия, битум должен обладать плотностью, которая находится в пределах 1,5 г/см куб. Но при расчете общей массы битума, вес 1 литра будет рассчитываться через плотность 1 кг/м куб.

Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов. Гидрофобность и растворимость в большей части современных растворителей, размягчение и увеличение вязкости при постепенном нагревании, пластичность и адгезия – всеми этими свойствами должен обладать качественный битум.

Что такое индекс пенетрации

Пенетрация — это показатель, который характеризует свойства битумов в твердом виде. Иными словами, это глубина, на которую проникает игла при температуре битума в 25 градусов. Для определения данного коэффициента используется специальный прибор Пенетрометр.

Процесс измерения подразумевает замер глубины проникновения калиброванной иглы с учетом заданного промежутка времени и постоянной нагрузкой. Такой замер производится в заданной температуре битума и рассчитывает глубину погружения иглы, что измеряется в отношении 1 к 10 мм. Среди трех подобных измерений выбирается среднее, которое и является индексом пенетрации.

Таблица сравнительных характеристик строительных марок битума

Марка БН (Битум нефтяной строительный) Предел температуры размягчения, С Допустимый показатель пенетрации, мм Допустимый показатель растяжимости (при температуре=25С), см
БН 90 10 90 5-15 1
БН 70 30 70 20-40 3
БН 50 50 50 50-60 40

Таблица сравнительных характеристик кровельных марок битума

Марка БНК (Битум нефтяной кровельный) Предел температуры размягчения, С Допустимый показатель пенетрации, мм Допустимый показатель растяжимости (при температуре=25С), см
БНК 90 30 85-95 25-35
БНК 90 40 85-95 35-45
БНК 45 180 40-45 140-220

Стоит упомянуть еще один качественный показатель, который отлично характеризует битум как дорожный (жидкий или вязкий), строительный изоляционный и кровельный — это удельный и объемный вес. Согласно всем технологическим и строительным стандартам, удельный вес битума должен составлять не более 1 г/см. куб. при его температуре кипения. Все эти показатели обязательно указываются в паспорте продукта.

Характеристики битумной эмульсии

Для правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см 3 (1050 кг/м 3 ), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала.

Примерный расход битумной эмульсии на 1 м 2 покрытия из асфальта:

  • При устройстве основания на пропитку 1 см толщины понадобится примерно 1 л/м 2 материала.
  • Для финишного асфальтного покрытия – 0,3-0,4 л/м 2 .
  • Для цементобетонного основания – 0,3-0,4 л/м 2 .
  • Для щебневого основания – 0,5-0,9 л/м 2 .

Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:

  • Низкая вязкость, благодаря которой материал проникает даже в мельчайшие поры базового слоя.
  • Высокая адгезия к основанию.
  • Возможность проведения дорожно-строительных работ при высокой относительной влажности воздуха и низких температурах.
  • Высокая точность дозирования и распределение материала тонким слоем по основанию
  • Экономия энергоносителей, необходимых для разогрева материала перед его использованием.
  • Соответствие экологическим стандартам и безвредность для здоровья человека, благодаря минимальному количеству вредных выбросов в атмосферу. Эмульсия относится к малоопасным веществам и по уровню воздействия на организм она соответствует 4 классу опасности по ГОСТу 12.1.007.
  • Высокая пожаробезопасность.

В заключение

Битум — это высококачественное связующее вещество, которое широко используется в строительстве. Данное вещество подойдет для различных типов работ. Транспортировка битума — довольно трудоемкий процесс, который требует не только наличия специальных цистерн, но и технического паспорта.

Не стоит также забывать, что битум — вещество на органической основе, которое имеет свой собственный срок годности, равный 1 календарному году. В связи с некоторыми сложностями при транспортировке, ему вполне можно поставить 4, хотя данный материал попросту незаменим в строительстве.

Еще несколько слов о строительном битуме:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Проект "Стройка"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: